Вопрос:
Как избавится от человекоугодия?
С.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Святые отцы определяют человекоугодие как
«грех
против первой заповеди, потому что человек, которому мы
угождаем или на которого надеемся и забываем Бога,
некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога
истинного»
(Филарет Московский,святитель.
Пространный православный катeхизис Православной
Кафолической Восточной Церкви).
Поэтому псалмопевец
говорит:
- «Яко Бог разсыпа кости человекоугодников:
постыдешася, яко Бог уничижи их» (Пс. 52: 6).
- Апостол Павел замечает: «У людей ли я ныне ищу
благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если
бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом
Христовым» (Галл. 1: 10).
- Святые отцы также говорят
о великой опасности этого порока: «Начало почести
– человекоугодие, а конец ее – гордость»
(Нил Синайский, преподобный. Об осьми духах зла //
Добротолюбие. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.
С. 261).
Человекоугодие может сделать нашу духовную жизнь
совершенно бесплодной.
Тот же преподобный Нил Синайский
говорит:
- «Камень, как сильно ни брось его, не
достигает до неба; и молитва человекоугодника не взойдет
на небо» (Там же).
Имеется несколько видов человекоугодия, в зависимости от
той внутренней причины, которая эту страсть питает.
Наиболее распространенным мотивом является корыстолюбие,
желание получить земные блага без трудов и заслуг. Сюда же
относится и боязнь потерять то, что человек уже имеет.
Такое человекоугодие имеет своих «помощников»:
унижение, лесть, лицемерие.
Человекоугодие часто рождается от тщеславия.
- «Человекоугодливый об одном том печется, чтобы
внешнее его поведение было показно и чтобы заслужить
доброе слово льстеца» (преподобный Максим
Исповедник).
- Он становится невольником, поскольку
поведение его зависит от переменчивости человеческих
мнений и оценок.
- Человекоугодие может порождаться
малодушием перед начальством и вообще имущими власть и
влияние.
- Если эта страсть укоренится, то человек может
потерять способность сохранять верность своим духовным и
моральным принципам.
Наконец, бывают сложные жизненные обстоятельства, когда
грань между любовью к ближнему и человекоугодием
оказывается трудно различимой. Особенно это часто бывает,
когда приходится общаться с немощными. В таких случаях
нужна усиленная молитва, чтобы Господь Бог дал дар
рассуждения принять правильное решение:
сохраняя доброе
расположение к человеку, важно не потакать его слабостям.
Общим лекарством против всех видов человекоугодия является
стяжание страха Божия.
- «Страх Божий, когда войдет в
сердце человеческое, прогоняет тьму и возжигает в нем
ревность ко всем добродетелям» (преподобный Антоний
Великий).
- Эта основополагающая добродетель дает любому
человеку великую духовную силу:
- «Кто проникнут
страхом Божиим, тот не боится обращаться среди злых людей.
Имея в себе страх Божий и нося непобедимое оружие веры, он
силен бывает на все и может делать даже то, что многим
кажется трудным и невозможным» (преподобный Симеон
Новый Богослов).
Для стяжания страха Божия нужен
каждодневный духовный труд. Старца Паисия Святогорца
спросили:
«– Геронда, мной обычно двигает боязнь
огорчить других или пасть в их глазах; о том, чтобы не
огорчить Бога, я не думаю. Как умножается страх Божий?- – Бодрствование необходимо. Что бы ни делал человек,
он должен делать это ради Бога.
- Мы забываем Бога, и потом
подключается помысл, что мы делаем что-то важное.
Подключается и человекоугодие, и мы стараемся не пасть в
глазах людей.
- Если кто-то действует с мыслью, что Бог
видит его, наблюдает за ним, то надежно все, что бы он ни
делал.
- В противном случае, делая что-то для того, чтобы
показаться людям хорошим, он все теряет, все растрачивает
впустую. Человек должен вопрошать себя о каждом своем
действии <…>
- Что бы человек ни делал, он
должен делать это только для Христа, осознавая, что
Христос видит его, наблюдает за ним.
- Внутри не должно быть
человеческого начала. Сердцевиной каждого движения
человека должен быть Христос.
- Если мы делаем что-то с
целью понравиться людям, то это не приносит нам никакой
пользы.
- Требуется многое внимание. Необходимо постоянно
испытывать, что за причины побуждают нас к действиям.
- Как
только я осознаю, что побуждаюсь к чему-то
человекоугодием, я должен его немедленно бить, потому что,
если я хочу сделать что-то доброе и при этом подмешивается
человекоугодие, – тогда я черпаю из колодца воду
дырявым ведром» (Паисий Святогорец. Слова.
Духовное пробуждение. Т. 2. М., 2002. С. 84–85).
Понравился пост? Поделись!
|