Главная » Статьи » Вопросы - Ответы |
Верующие во Христа не хотят умереть с нераскаянными грехами, ибо в загробной жизни они станут тяжелым, мучительным бременем. Из многих вопросов, которые можно себе задать, едва ли не самый важный – вопрос о том, как лучше приготовиться к смерти. К тяжело больному надо пригласить священника, который его исповедует и причастит, совершит над ним таинство соборования. В самый момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. Для умиротворения мятущейся души родные и близкие человека, уходящего из этого мира, могут сами прочитать над ним отходную – в Молитвослове это собрание песен-молитв называется «Канон молебный при разлучении души от тела». Скажи, что ты чувствуешь,когда попадаешь на Небо? Небо в душе рвется на волю- Иоанн Златоуст О ЛАЗАРЕ."на слова апостола: не хощу же вас, братие, не ведети о усопших, да не скорбите (1 Солун. IV, 13), также об Иове и Аврааме". СЛОВО ПЯТОЕ.ЧЕТЫРЕ дня употребил я на изъяснение вам притчи о
Лазаре, на исчерпывание сокровища, которое мы нашли в покрытом ранами
теле (Лазаря), сокровища, содержащего в себе не золото и серебро и
драгоценные камни, но любомудрие, мужество, терпение и великую
твердость. Как с чувственными сокровищами бывает, что на поверхности их
только терния, волчцы и жестокая земля, а если раскопать глубже, то
открывается великое богатство; так случилось и с Лазарем:
однообразная пища производит пресыщение, а яства разнообразные частою переменою усиливают позыв к еде. Посему, чтобы так не было и с слушанием, возвратимся сегодня, после долгого времени, к блаженному Павлу; благовременно сегодня прочитано нам место апостольское, изъяснение которого будет согласно с тем, о чем недавно говорено было. Итак вы слышали, как Павел сегодня взывал и говорил: не хощу же вас, братие, говорил он, не ведети о усопших, да не скорбите, якоже и прочии неимущии упования (1 Сол. IV, 13).То - евангельское сказание о Лазаре, - это - апостольское изречение; но вещают они вполне согласно. И в той притче мы много рассуждали о воскресении и будущем суде, и теперь слово привело нас опять к тому же предмету. Таким образом, хотя мы станем разбирать апостольское место, но здесь найдем то же сокровище; ибо и тогда вся моя речь клонилась к тому, чтобы научить слушателей - считать за ничто блестящие предметы настоящей жизни, но устремлять надежды далее и ежедневно помышлять о тамошних приговорах, о страшном судилище и о неумолимом Судии.Это сегодня внушает нам и Павел в прочитанных словах. Внимайте же. Не хощу, вам, братие не ведети о усопших (κεκοιμημενων), да не скорбите, якоже и прочии неимущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог усопшия во Иисусе приведет с Ним (1 Сол. IV, 13, 14).Здесь наперед надобно обратить внимание на то, почему апостол, когда говорит о Христе, называет смерть Его смертью, а когда говорит о нашей кончине, то называет ее не смертью, а успением.
а о Христе не так, но как? Аще бо веруем, яко Иисус умре. Не сказал: "успе", но: умре. Почему же смерть Христову апостол назвал смертию, а нашу успением?Не просто и не без цели он употребляет эти различные выражения, но имея в виду нечто мудрое и великое.Говоря о Христе, он употребил слово: „смерть", чтобы показать действительность Его страданий, а о нас - „успение", чтобы умерить нашу скорбь. Там, где уже совершилось воскресение, он смело употребляет слово: „смерть", а там, где воскресение есть предмет надежды, употребляет слово: „успение", самым названием и утешая нас и укрепляя благие надежды. Спящий конечно, встанет; а смерть есть не что иное, как продолжительный сон. Не говори мне, что умерший не слышит, ни говорит, ни видит, ни чувствует; ибо таково же состояние и спящего. 2. Также, если у кого статуя испортилась от ржавчины и от времени, и многие части ее отвалились, то он, разбив ее, бросает в горнило и, тщательно переплавив, делает ее лучшею.
Итак, когда ты
увидишь, что тело наше, как бы в горниле, разлагается и тлеет, то не
останавливайся на этом внешнем виде, но ожидай обновления, и этою
стороною примера не довольствуйся, но простирайся умом к более важному.
Ваятель, ввергая (в горнило) медное тело, получает оттуда статую не
золотую и бессмертную, но делает ее такою же медною, а Бог, ввергая (в
землю) тело перстное и смертное, возвращает тебе статую золотую и
бессмертную;
Итак, видя умершего, не на то смотри, что он
сомкнул глаза и лежит безгласным, но на то, как он воскреснет и получит
неизъяснимую, изумительную и дивную славу, и от настоящего внешнего вида
возведи помыслы к надежде будущего. А ты, по привычке, при этом
скорбишь и плачешь? Но не странно ли, - когда ты отдашь дочь в
замужество и муж отправится с нею в далекую страну и там будет жить
счастливо, - не считать этого бедствием, так как скорбь разлуки
облегчается слухом о их благополучии, а здесь, - когда не человек, не
подобный тебе раб, но сам Владыка берет к Себе твоего ближнего, -
печалиться и сетовать? Как же, скажешь, возможно человеку не скорбеть?
Так и Павел сказал:
Скорби, говорит он, но не как язычник, не ожидающий воскресения, не
имеющий надежды на будущую жизнь. Я стыжусь, поверьте мне, и краснею,
когда вижу, как на торжище толпы женщин бесчинствуют, рвут на себе
волосы, ломают руки, царапают щеки, и притом - в глазах язычников. Чего
не скажут они, чего не наговорят о нас? Это ли любомудрствующие о
воскресении? Должно быть они; но дела их не согласуются с учением;
Почему, скажи мне, ты плачешь так об отшедшем?
псалмопения, молитвы, сонм отцев и такое множество братий - не для того, чтобы ты плакал, скорбел и роптал, но чтобы благодарил Взявшего. Как призываемых к власти многие провожают с почестями, так и верующих отходящих все провожают с великою славою, как призванных к высшей почести.
Так поступаем и в отношении к смерти:
3. Помысли, к кому отошел умерший, и утешься; он
отошел туда, где Павел, где Петр, где весь сонм святых;
да не скорбите, якоже и прочии неимущии упования.Обрати внимание на точность выражения; он не сказал: неимущии упования воскресения, но просто: неимущии упования. Ибо не имеющий упования тамошнего суда, не имеет никакой надежды, не знает ни того, что есть Бог, ни того, что Он промышляет о всем настоящем, ни того, что над всем наблюдает божественная правда. А кто не знает и не помышляет об этом, тот бессмысленнее всякого зверя, и изгнал из души своей законы, и суды и определения, и вообще все доброе; ибо кто не готовится отдать отчет в делах своих, тот будет уклоняться от всякой добродетели и предаваться всякому пороку.Размыслив об этом и рассудив о невежестве и безумии язычников, с которыми мы сходствуем в сетовании об умерших, будем избегать такого согласия с ними. Для того и Павел упомянул об них, чтобы ты, размыслив о бесчестии, до которого ты ниспадаешь, стал выше согласия с ними и возвратился к свойственному тебе благородству. И не здесь только, но и во многих других местах блаженный Павел часто делает это. Когда он хочет удалить нас от грехов, то показывает, с кем сообщаемся мы чрез грехи, чтобы, устыдившись качества этого лица, ты убегал от такого сообщества. Так в послании к Солунянам он говорил: и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсте похотней, якоже и языцы неведящии Бога (1 Сол. IV, 4, 5). Обыкновенно не свойство событий повергает нас в печаль, а наше
произволение, не смерть скончавшегося, а немощь сетующих; верующего же ничто настоящее не может огорчить; он отличается от неверующих и тем, что, еще прежде будущих благ, в настоящей жизни получает немалые блага от христианского любомудрия, доставляющего ему величайшее благодушие и постоянную радость. Посему и Павел говорит: радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтесяТаким образом, еще прежде воскресения, мы получаем немалую награду в том, что не упадаем духом ни в каком случающемся бедствии, но имеем великое утешение в надежде будущих (благ). Как мы получаем двойную пользу, так неверующий терпит двойной вред - и оттого, что в будущей жизни подвергается наказанию за неверие воскресению, и оттого, что в настоящей впадает в отчаяние, не ожидая после ничего доброго. Итак, мы должны благодарить Бога не только за воскресение, но и за надежду воскресения, которая может утешить сетующую душу и расположить к благодушию при разлуке с отшедшими, как имеющими воскреснуть и соединиться с нами. Если надобно скорбеть и плакать, то нужно плакать и сетовать о тех, которые живут во грехах, а не о тех, которые отошли с добродетелию. Так делает и Павел; в послании к Коринфянам он говорит:Если же всегда достоин плача потерявший рассудок, то тем более - не имеющий праведности и оставивший надежду на Бога. Таких людей и мы будем оплакивать; такой плач полезен; своими слезами мы часто исправляем их. Сетование же об умерших бесполезно и вместе вредно. Итак, не станем превращать порядка, но будем плакать только о грехе; а все прочее - и бедность, и болезнь, и преждевременную смерть, и обиду, и клевету, и какое-нибудь другое из зол, постигающих человека, - все будем переносить благодушно. Эти бедствия послужат для нас поводом к получению многих венцов, если мы будем бодрствовать. 4. Но как можно, скажешь ты, человеку не скорбеть? Напротив я скажу: как можно скорбеть человеку, почтенному словом и
разумом и надеждами будущих благ? Но кто, скажешь ты, не предавался
этому чувству? Многие, и часто, и из нас, и из предков нашим. Послушай,
что сказал Иов, когда лишился целого сонма детей:
Дивны эти слова, когда и просто слышишь их; а если еще
тщательно рассмотришь их, то они окажутся еще более дивными.
Подумай,
каково видеть погибель столь многих детей! Чего не доставало, чтобы
поразить его? Все дети похищены, все вместе и в один день, в самом цвете
лет, отличавшиеся великою добродетелию; окончили жизнь таким родом
казни; после столь многих ударов нанесен этот последний удар отцу,
который был сердобольный, а отшедшие - любезны ему. Если кто лишится
детей порочных, то хотя и поражается скорбью, но не столь сильною: ибо
порочность умерших не дает печали быть сильною; но если дети были
добродетельны, то рана не закрывается, память о них не теряется, скорбь
не имеет утешения, возбуждаясь двойною силою, - и чувством природы, и
мыслию о добродетели скончавшихся. А что дети Иова были добродетельны,
видно из следующего:
Если же Иов был отец, и столь чадолюбивый,
питавший к ним привязанность, возбуждаемую не только природою, но и
благочестием, и умершие были так добродетельны, то отсюда происходит
тройное пламя скорби. Опять, когда похищаются только некоторые из детей,
в скорби есть еще некоторое утешение; потому что оставшиеся умеряют
печаль об умерших; но когда умрут все дети, то на кого может посмотреть
(отец) многочадный, вдруг сделавшийся бесчадным? К этим можно еще
присовокупить и пятый удар. Какой это? - Тот, что все эти похищены
внезапно. Если тогда, как умирают иные в три или пять дней, женщины и
родственники все плачут особенно о том, что умерший так скоро и нечаянно
похищен от взоров их; то тем более мог скорбеть Иов, не в три, не в два
и не в один день, но в один час лишившийся всех детей. Бедствие,
ожидаемое несколько времени, хотя бы было крайне тяжко, становится легче
от самого ожидания; но случившееся сверх чаяния и внезапно бывает
невыносимо. Хочешь ли слышать и шестой удар? Иов потерял всех детей в самом цветущем их возрасте. Вы знаете, как прискорбны преждевременные смерти, и как много причиняют они слез. А эта смерть была не только преждевременная, но и насильственная; это был седьмой удар: ибо они не на ложе изнемогли и испустили дух, но задавлены зданием. Представь же, каково было тому, кто, разрывая эту груду, вынимал оттуда то камень, то часть своего сына, и видел то руку еще держащуюся за чашу, то другую лежащую на блюде, то самый труп обезображенный, с придавленным носом, с разбитою головою, вырванными глазами, раскиданным мозгом, - вообще весь образ оскаженный до того, что, за множеством ран, отцу нельзя было распознать черты любезных ему лиц. Вы смутились и плачете, слыша об этом; подумайте же, каково было ему это видеть. Если мы, после столь долгого времени, не можем без слез слышать об этом печальном событии, и притом слышать о чужом несчастии; то какой адамант был тот, кто видел это своими глазами, и любомудрствовал не над чужими, а собственными бедствиями? Однако он не возроптал, и не сказал ничего такого: что это значит? Как искусный ваятель, отделывая золотые статуи, украшает их весьма тщательно; так и Иов образовывал, улучшал и украшал души детей. И как трудолюбивый земледелец постоянно орошает пальмовые или оливковые деревья, ограждает, окапывает их и всячески ухаживает за ними; так и Иов не переставал, как бы какую плодоносную маслину, душу каждого из детей усовершать в добродетели; увидев же, что эти растения напором злого духа вырваны, повержены на землю и бедственно погибли, не только не произнес никакой хулы, но еще благодарил Бога, и тем нанес диаволу смертельную рану. 5. Но, скажешь ты, у Иова было много сыновей, а иной
нередко лишается единственного сына, поэтому и скорбь неодинакова? Хорошо ты говоришь; и я скажу, что скорбь неодинакова, но скорбь Иова
гораздо больше. Какую пользу принесло ему многочадие? Его несчастие было тем поразительнее и скорбь тем мучительнее, что он получил рану в лице многих детей. Если же хочешь видеть и другого святого, который имел единородного сына, и оказал такое же, и даже большее, мужество: то вспомни о патриархе Аврааме, который, хотя не видел Исаака умершим, но - что было еще мучительнее и прискорбнее - получил повеление (от Бога) самому заклать его и не воспротивился этому повелению, не возроптал и не сказал чего-нибудь подобного: за тем ли Ты сделал меня отцом, чтобы сделать детоубийцею? Лучше было бы прежде не давать его мне, чем давши отнять его таким образом.Кто видал, кто слыхал это? Я обманут, я обольщен. Ничего такого он не сказал и не подумал, не попрекословил Повелевшему, не потребовал объяснения, но, услышав: пойми сына твоего возлюбленного, егоже возлюбил еси, Исаака, и иди на землю высоку, и вознеси его тамо во всесожжение, на едину от гор, ихже ти реку (Быт. XII, 2), исполнил повеление с такою готовностию, что сделал еще больше повеления.так не против своей воли, но с великою готовностию он исполнил повеление. Представь же, каково было ему разговаривать с сыном наедине, без свидетелей, когда сердце сильнее разгорается и любовь бывает пламеннее, и это не в один или два дня, но в продолжение многих дней. Если бы он тотчас же исполнил повеление, то и это было бы удивительно и велико, однако не столь удивительно, как то, что он, в продолжение многих дней испытывая страдание и борьбу душевную, не показал человеческой слабости в отношении к отроку. Бог для того и продолжил подвиги и распространил место борьбы, чтобы ты вернее узнал ратоборца. Поистине это был ратоборец, сражавшийся не с человеком, но с самою силою природы. Какое слово может изобразить его мужество? Он возвел отрока на гору, связал, положил на дрова, взял нож и хотел нанести удар.Здесь виден был отец и вместе жрец, жертва бескровная, всесожжение без огня, образ смерти и воскресения на жертвеннике; потому что отец и заклал сына и не заклал: не заклал рукою, но заклал произволением. И Бог дал ему такое повеление не потому, чтобы хотел видеть пролитие крови, но для того, чтобы показать тебе произволение Авраама, посреди всей вселенной возвестить о доблести его, и всех потомков научить, что заповеди Божии должно предпочитать и детям, и природе, и всему имуществу, и самой душе своей. Итак он сошел с горы, имея при себе Исаака, как живого мученика. Какое же прощение, скажи мне, какое оправдание будем иметь мы, если, видя этого доблестного с такою готовностию повинующимся Богу и во всем Ему покорствующим, сами будем роптать? Не говори мне о горести, ни о несносной тяжести несчастия, но размысли о том, что он и жестокую скорбь превозмог. Повеление было в состоянии смутить его ум, повергнуть его в недоумение и поколебать веру в предшествовавшие обетования. Кто из обыкновенных людей не почел бы обманом все сказанное о множестве потомков, обещанных ему? Но не таков был Авраам. Не менее должно удивляться и любомудрию Иова в несчастии, особенно потому, что он после такой добродетели, после такого милосердия и человеколюбия, когда ни за собою ни за детьми не сознавал ничего худого, а между тем испытывал столь великое, необычайное и неожиданное бедствие, какого ни с кем из крайне преступных людей не случалось, не огорчился, подобно обыкновенным людям, не помыслил, что добродетель бесполезна и сам он прежде поступал худо. Обоим этим мужам должно не только удивляться, но и соревновать и подражать их добродетели. Никто пусть не говорит, что они были дивные люди. Подлинно, они были дивны и велики; но от нас теперь требуется еще более любомудрия, нежели от них и всех живших в ветхом завете. Яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в царствие небесное (Матф. V, 20).Итак, отвсюду получив вразумление и припомнив это и все, что сказано нами о воскресении и о тех святых, будем непрестанно повторять душам своим, не только во время печали, но и когда бываем свободны от скорби. Поэтому и я, хотя никого не вижу в скорби, предложил ныне это слово, чтобы мы, когда подвергнемся подобному бедствию, припоминая сказанное, имели достаточное утешение; т ак и воины в мирное время занимаются воинскими упражнениями, чтобы, при наступлении войны, когда потребуется опытность в деле, благовременно показать искусство, в котором они усовершенствовались во время мира. Приготовим же и мы себе оружие и врачевство во время мира, чтобы, когда настанет борьба с неразумными страстями, или печалию, или унынием, или другим чем-либо подобным, мы, хорошо вооружившись и оградившись со всех сторон, могли с великою опытностью отражать нападения лукавого и верными мыслями, вещаниями Божиими, примерами праведных мужей, и вообще всеми способами защищать самих себя. Таким образом мы можем и настоящую жизнь провести благодушно, и сподобиться царства небесного о Христе Иисусе, Которому слава и держава, со Отцом и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Летала по небу Душа. "Чудеса! Понравился пост? Поделись! | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Просмотров: 6896 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 2 | |
2 |
ВЕСТНИК пишет: | 23.02.2012 | 00:36
Страница с комментарием |
БЛАГОДАРЕН ЗА СТАТЬЮ ВОЗРОЖДАЮЩАЯ
(0)
1 |
ВЕСТНИК пишет: | 22.02.2012 | 23:26
Страница с комментарием |
КОГДА ПОЙДЕШЬ ЗА ГРОБОМ СВОЕГО САМОГО ДОРОГОГО ЧЕЛОВЕКА ИДИ ТВЕРДО,КАК БУДТО НЕСЕШЬ ДАР ЛУЧШЕМУ ДРУГУ,И СКАЖИ: ЭТУ ЛЮБИМУЮ ДУШУ ПРИНОШУ В ДАР ТЕБЕ ГОСПОДИ!
(0)
| |