Главная » Статьи » Вопросы - Ответы |
Слова «Спешите делать
добро» принадлежат старшему врачу московских
тюремных больниц Фридриху Иосифу (Федору Петровичу)
Гаазу (1780–1853). Взяты они из его книги
«Appel aux femmes» («Призыв к
женщинам»), написанной по-французски и вышедшей
уже после его смерти. Сам доктор Гааз неутомимо
следовал этому принципу до конца жизни.
«Предавшись заботе об участи арестантов с не иссякающей любовью и неустанной энергией, Гааз
оставил постепенно свою врачебную практику, раздал свои
средства и, совершенно забывая себя, отдал все свое
время и все свои силы на служение
"несчастным”, сходясь во взгляде на них с
воззрением простого русского человека» (А.Ф.
Кони). Он организовал тюремную больницу и школы для
детей арестованных. В течение последних 20 лет он
проходил несколько верст по Владимирскому тракту с
каждой группой арестантов, оказывая им помощь и утешая. Затем он переписывался с ними, посылал
религиозно-нравственную литературу. «Гааз жил в
полном одиночестве, весь преданный делу благотворения,
не отступая ни пред трудом, ни пред насмешками и
уничижением, ни перед холодностью окружающих и
канцелярскими придирками сослуживцев» (А.Ф.
Кони). Жизнь ради других он считал настоящим счастьем. В письме своему воспитаннику Н.А. Норшину он писал: «Я, кажется, уже неоднократно высказывал Вам свою мысль, что самый верный путь к счастию не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом и делом, – словом, любить их, причем чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться». Почему надо спешить делать добро?
Во-первых, в стремлении быстро делать добро обнаруживается
благое устроение души. Она имеет готовность и решимость в
любое время проявить любовь к ближним. Псалмопевец
говорит: «Спешил и не медлил соблюдать заповеди
Твои» (Пс. 118: 60). Деятельно любить всех –
основополагающая заповедь. Кто не медлит исполнять Божии
заповеди, тот спешит делать добро. Так же и апостол Павел
пишет: «Посему, оставив начатки учения Христова,
поспешим к совершенству» (Евр. 6: 1). Спешить к совершенству – значит спешить к деятельному милосердию, ибо не стяжавший эту добродетель не может быть совершенным христианином.
Во-вторых, человек должен спешить делать добро потому, что
в этом мире зло часто бывает активней добра. Деятельная
любовь и проявление милосердия требуют не только трудов,
но порой и подвига. Зло же приманивает людей мнимыми
благами и засасывает человека, как зловонное болото. Поэтому зло умножается в мире. «В прежние времена
было обилие добра, обилие добродетели, хватало добрых
примеров, и зло тонуло во множестве добра… А что
происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое
добро, что еще осталось, – не ставится ни в грош. То
есть сейчас происходит прямо противоположное: малое добро
тонет во многом зле, и у власти находится зло»
(Паисий Святогорец, старец. С любовью и болью о современном человеке. Слова. М., 2002. Т. 1. С. 29). Поэтому надо спешить делать добро. Есть замечательное изречение Публилия Сира: «Bis dat, qui cito dat» («Вдвойне дает тот, кто даст быстро»).
И в-третьих. Жизнь быстротечна. Надо уметь использовать
драгоценное время. Эту заповедь дал нам апостол Павел: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как
мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф.
5: 15–16). По толкованию блаженного Иеронима,
«делая добро, искупаем время и делаем его
собственным, вместо того чтобы продать его злу. Мы
искупаем время, когда дни злые превращаем в добрые и
делаем их из века сего днями века будущего». В русском языке есть страшное (в духовном смысле) выражение – «убить время». Откладывая какое-нибудь доброе дело, мы можем его не успеть сделать, ибо не знаем часа своей кончины: «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего» (Пс. 102: 15–16).
На пути встает не только явное зло, но и равнодушие людей. Последние для оправдания себя стремятся обесценить добро
или даже осмеять его. Равнодушие есть результат неверия,
но и среди тех, кто считает себя верующим, немало
равнодушных.
Примеров можно приводить много. Самый
последний из них – расправа нижнетагильских
правоохранительных органов с борцом против
преступников - наркоторговцев Егором Бычковым и его
помощниками. У многих это вызвало боль, сочувствие к
Егору и возмущение грубым попранием справедливости. Но
есть и немало равнодушных. Чтобы оправдать свое равнодушие, они придирчиво высказываются о деятельности мужественного человека, который, по словам его духовника отца Геннадия Ведерникова, сознательно пошел на крест. Ему было ясно, что силы зла попытаются уничтожить его.
Нарастание равнодушия в наше время является признаком
приближающейся кончины времен (см.: Мф. 24: 12). Именно
поэтому надо неустанно делать добро. К этому призывает апостол Павел: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10). 15 / 10 / 2010
Понравился пост? Поделись! | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Просмотров: 4146 | |
Всего комментариев: 0 | |