Вопрос:
В каком случае причащающийся может принять причастие в свое
осуждение, и в чем оно может выражаться? Где есть указания на осуждение в
Священном Писании?
Георгий
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Об этом говорит апостол Павел:
- «Да испытывает же
себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и
пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест
и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле
Господнем» (1 Кор. 11: 28–29).
В комментарии к
этому посланию святитель Иоанн Златоуст пишет:
- «Причина стольких благ, трапеза, источающая жизнь,
становится осуждением? Не по своему естеству, говорит он,
а по произволению приступающего. Как Его пришествие,
доставившее нам те великие и неизреченные блага, послужило
к большему осуждению не принявших Его, так и эти тайны
становятся средством большего наказания для недостойно
причащающихся» (Гомилия 28 на 1-е Послание к
коринфянам).
Из слов апостола Павла видно, что он считает
недостойно причащающимся того, кто не рассуждает о
Теле Господнем, то есть принимает без веры – как
простой хлеб. - По мнению святых отцов, недостойно
причащаются имеющие злобу на ближнего и
- находящиеся во
вражде,
- имеющие неисповеданные смертные грехи,
- зараженные
еретическими учениями.
Последствиями недостойного
причастия бывают недуги, как духовные, так и телесные. - «Ибо многие, которые недостойно причащаются,
становятся немощны верою,
- слабы духом, то есть
подвергаются недугам страстей,
- засыпают сном греха,
- от
этого смертного усыпления никак не пробуждаются для
спасительной заботливости»
(Авва Феона; см.:
Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. 22
собеседование).
Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему
страшном видении:
- «Братия приступили к принятию
святых таин. Как только некоторые простирали руки, бесы,
как бы предупредив священника, клали им на руки уголья,
между тем как Тело Христово, преподаваемое священником,
возносилось обратно к алтарю.
- Напротив, когда более
достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые
духи отступали от них и с ужасом далеко убегали.
- Видел он
также, что ангел Господень предстоял алтарю и вместе с
рукою священника простирал свою руку к алтарю и участвовал
в преподании святых таин.
- И с того времени почила на нем
благодать Божия, открывавшая ему, как во время бдений, при
чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братии, по внушению
злых духов, предавался помышлениям.
- И не укрывались от
него ни недостатки, ни достоинства братий, приступающих к
алтарю»
(Руфин. Жизнь пустынных отцов. О
Макарии Александрийском).
Необходимо строго следить за тем, чтобы не причащаться
недостойно, но избегать другой крайности: отказываться от
регулярного участия в этом великом таинстве под предлогом
недостоинства.
О таких говорит преподобный Иоанн Кассиан
Римлянин:
- «Хотя мы знаем, что мы не без греха,
однако ж не должны уклоняться от святого причастия…
- И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым,
более находит причины к смирению, нежели к
возношению…
- Мы не должны устраняться от причащения
Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще
более и более с жаждой надобно поспешить к нему для
уврачевания души и очищения духа,
- однако ж с таким
смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными
принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для
наших ран.
- А иначе и в год однажды нельзя достойно
принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя
в монастырях, достоинство, освящение и благотворность
небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать
их должны только святые, непорочные.
- А лучше бы думать,
что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и
святыми».
Церковь предоставляет нашей христианской
совести испытывать нашу готовность к причастию.
Благословение на причастие дает священник, который
принимает исповедь.
10 / 11 / 2009
Стройте в мыслях воздушные замки, Совершенствуйте душу и тело. В новый день босиком спозаранку, Чтоб смеяться и петь захотелось! И любите до криков утробных! И рожайте красивых и смелых. Поколение людей благородных, Уходящим - достойную смену! Каждый день начинайте с улыбки, Каждый миг проживайте, как вечность! Пусть сегодня мир шаткий и зыбкий – Ждёт стремящихся ввысь – бесконечность!
Понравился пост? Поделись!
|