Как правильно молиться?Как нужно молиться и каких ошибок избегать?- «... если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»
(Мф. 17, 20) - Чтобы
выразить Богу наше благоговение пред Ним и почитание Его, мы во время
молитвы стоим, а не сидим: только больным и очень старым дозволяется
молиться сидя.
- Сознавая свою греховность и недостоинство перед
Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами.
Они бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда,
кланяясь и становясь на колени, касаемся головою земли [ 1 ].
Закон Божий * * * Крестное
знамение, по учению святых отцов, должно совершаться так:
- сложив
троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и
на левое, и потом уже, положив на себя знамение креста, наклоняются.
- О
тех же, которые знаменуют себя всей пятерней или кланяются, не окончив
еще креста, или машут по воздуху или по груди своей, сказано в
Златоусте:
- «тому неистовому маханию беси радуются».
- Напротив, крестное
знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов,
утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
Православный молитвослов * * *
- Сложенные
три первых пальца вместе (большой, указательный и средний) выражают
нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, как Единосущную и
нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын
Божий по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то
есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осеняя
себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб — для
освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних
чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших сил
телесных. - Осенять себя крестным знамением, или креститься,
нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а
также при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда
прикладываемся к кресту, к иконам, и во всех важных случаях нашей жизни:
в опасности, в горе, в радости и т. п.
Закон Божий * * * - Приступая
к молитве, надо всегда отрезвить свои мысли, отвлечь их от земных дел и
интересов и для этого покойно постоять, посидеть или походить по
комнате.
- Затем подумать, перед Кем намерен встать и к Кому обратиться,
дабы явилось чувство смирения и самоуничижения.
- После этого следует
положить несколько поклонов и начать молитвы, не спеша, вникая в смысл
каждого слова и доводя их до сердца.
Когда читаешь, учат святые отцы:
- очисти ны от всякия скверны, — восчувствуй скверноту свою;
- читаешь:
остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, — в душе
своей прости всем, а сердцем проси себе у Господа прощения и т. д.
- Умение молиться прежде всего необходимо для воспитания в себе
молитвенного духа, и оно состоит в известном порядке мыслей на молитве.
- Этот порядок однажды открыл ангел святому иноку (Леств. 28, 7).
- Начало
молитвы должно состоять из славословия Богу, из благодарения за
бесчисленные благодеяния Его;
- потом мы должны принести Богу искреннее
исповедание грехов наших в сокрушении сердца
- и, в заключение, можем
высказать с великим смирением наши прошения о нуждах душевных и
телесных, предоставляя благоговейно исполнение и неисполнение этих
прошений Его воле.
- Каждое подобное молитвословие оставит в душе след
молитвы;
- ежедневное продолжение его вкоренит молитву, а терпение, без
которого нельзя ничего добиться в жизни, несомненно привьет молитвенный
дух.
Сщмч. митр. Серафим Чичагов * * * - Человек зрит на
лице, Бог же зрит на сердце (1 Цар. 16, 7); но в человеке расположение
сердца наиболее сообразуется с положением лица его, его наружности.
- И
потому давай при молитве самое благоговейное положение телу.
- Стой, как
осужденный, с поникшею главою, не смея воззреть на небо, с опущенными
вниз руками...
- Звук голоса твоего да будет жалостным звуком плача,
стоном уязвленного смертоносным орудием или терзаемого лютою болезнию.
Свт. Игнатий Брянчанинов * * * - Молясь,
делайте все разумно.
- Когда подливаете масла в лампаду, тогда
представляйте, что Жизнодавец каждый день и час, каждую минуту вашей
жизни поддерживает вашу жизнь Духом Своим, и как бы ежедневно через сон в
телесном, а чрез молитву и слово Божие в духовном отношении, вливает в
вас елей жизни, которым горит ваша душа и тело.
- Когда ставите свечу пред
иконою, вспомните, что жизнь ваша есть как бы горящая свеча: догорит и
потухнет; или что иные заставляют ее гореть скорее, чем следует,
страстями, многоядением, вином и другими удовольствиями.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский * * * - Стоя
пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом,
вездесущим по Божеству, и иконою Своею присутствующим в том месте, где
она находится.
- Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самою
Пресвятою Девою;
- но ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в
присутствии Господа и предстоять Господу, или воображать Господа.
Сказали
старцы: никак не желай видеть чувственно Христа или ангела, чтобы тебе
окончательно не сойти с ума, приняв волка вместо пастыря и воздав
поклонение врагам твоим, бесам. - В сверхъестественное состояние
восходят только святые угодники Божии, обновленные Святым Духом.
- Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению с святыми
духами.
- Он, как находящийся еще в области духов падших, в плену и в
рабстве у них, способен видеть только их, и они нередко, заметив в нем
высокое мнение о себе и самообольщение, являются ему в виде ангелов
светлых, в виде Самого Христа, для погубления души его.
Свт. Игнатий Брянчанинов * * * - Когда
молишься, внимай себе, чтобы внутренний человек твой молился, а не
внешний только.
- Хотя без меры грешен, а все молись.
- На диавольское
разжжение, лукавство и отчаяние не смотри, а преодолевай и побеждай его
козни.
- Помни пучину человеколюбия и милосердия Спасова.
- Диавол будет
представлять тебе лице Господа грозным и немилостивым, отвергающим твою
молитву и твое покаяние, а ты вспомни слова Спасителя, исполненные для
нас всякого упования и дерзновения:
- грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин.
6, 37), и — приидите ко Мне вcu труждающиеся и обремененнии грехами и
беззакониями, и диавольскими кознями и наветами, и Аз упокою вы (Мф. 11,
28).
Св. прав. Иоанн Кронштадтский * * * Читай молитвы
неспешно, внимай во всякое слово — мысль всякого слова доводи до сердца,
иначе: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. В этом — все дело
приятного Богу и плодоносного чтения молитвы. Свт. Феофан Затворник * * * - Проси
того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не получишь.
- Хотя
пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не
получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро.
Свт. Василий Великий * * * - Не
будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога малоумием
твоим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного уничижает Его.
Израильтяне, оставив без внимания чудеса Божии, совершенные для них в
пустыне, просили исполнения пожеланий чрева — и еще брашну сущу во устех
их, гнев Божий взыде на ня (Пс. 77, 30—31).
- Ищущий в молитве своей
тленных земных благ возбуждает против себя негодование Небесного Царя.
- Ангелы и архангелы — эти вельможи Его — взирают на тебя во время молитвы
твоей, смотря, чего просишь ты у Бога.
- Они удивляются и радуются, когда
видят земного, оставившего свою землю и приносящего прошение о
получении чего-нибудь небесного; они скорбят, напротив того, на
оставившего без внимания небесное, и просящего своей земли и тления.
Свт. Игнатий Брянчанинов * * * - Молясь
Господу, Божией Матери или святым, всегда помни, что Господь дает по
сердцу (даст ти Господь по сердцу твоему — Пс. 19, 5), каково сердце,
таков и дар;
- если молишься с верою, искренне, всем сердцем, не лицемерно,
то сообразно вере твоей, степени горячности твоего сердца, подастся
тебе дар от Господа.
- И наоборот, чем хладнее твое сердце, чем оно
маловернее, лицемернее, тем бесполезнее твоя молитва, мало того, тем
более она прогневляет Господа...
- Поэтому, призываешь ли Господа, Божию
Матерь, ангелов или святых, — призывай всем сердцем;
- молишься ли о ком
из живых или умерших, — молись о них всем сердцем, выговаривая имена их с
теплотою сердечною;
- молишься ли о даровании себе или другому
какого-либо блага духовного, или о избавлении себя или ближнего от
какого-либо бедствия или от грехов и страстей, худых привычек, — молись
об этом от всего сердца, желая всем сердцем себе или другому просимого
блага, имея твердое намерение отстать, или желая другим освободиться от
грехов, страстей и греховных привычек, и дастся тебе от Господа дар по
сердцу твоему.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский * * * - Начало
молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их
появлении;
- средина же ее — в том, чтобы ум заключался в словах, которые
произносим или помышляем;
- а совершенство молитвы есть восхищение ко
Господу.
Прп. Иоанн Лествичник * * * Для чего нужна
продолжительная молитва?
- Для того, чтобы продолжительностию усердной
молитвы разогреть наши хладные, в продолжительной суете закаленные
сердца.
- Ибо странно думать, тем более требовать, чтобы заматеревшее в
суете житейской сердце могло вскоре проникнуться теплотою веры и любви к
Богу во время молитвы.
- Нет, для этого нужен труд и труд, время и
время.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский * * * Долго пребывая
в молитве, и не видя плода, не говори:
- я ничего не приобрел.
- Ибо самое
пребывание в молитве есть уже приобретение;
- и какое благо выше сего,
прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?
Прп. Иоанн Лествичник * * * - В
конце домашних утренних и вечерних молитв призывай святых: патриархов,
пророков, апостолов, святителей, мучеников, исповедников, преподобных,
воздержников или подвижников, бессребренников, — чтобы, видя в них
осуществление всякой добродетели, и самому сделаться подражателем во
всякой добродетели.
- У патриархов учись детской вере и послушанию
Господу;
- у пророков и апостолов — ревности о славе Божией и о спасении
душ человеческих;
- у святителей — ревности проповедывать слово Божие и
вообще писаниями содействовать к возможному прославлению имени Божия, к
утверждению веры, надежды и любви в христианах;
- у мучеников и
исповедников — твердости за веру и благочестию пред людьми неверующими и
нечестивыми;
- у подвижников — расписанию плоти со страстьми и похотьми,
молитве и богомыслию;
- у бессребренников — нестяжательности и безмездной
помощи нуждающимся.
Когда мы призываем святых на молитве, то
произнести от сердца их имя — значит уже приблизить их к самому своему
сердцу.
- Проси тогда несомненно их молитв и предстательства за себя — они
услышат тебя и молитву твою представят Владыке скоро, во мгновение ока,
яко Вездесущему и вся Ведущему.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский * * * Однажды
братия спросила авву Агафона: какая добродетель труднее всех? Он
ответил:
- «Простите мне, я думаю, что труднее всего молиться Богу.
- Когда
человек захочет молиться, то враги стараются отвлечь его, ибо знают, что
ничто им так не противодействует, как молитва Богу.
- Во всяком подвиге,
какой бы ни предпринял человек, он получает после усиленного труда
успокоение, а молитва до последней минуты жизни требует борьбы».
Прп. авва Агафон О чем нужно просить в молитве у Бога?- Будем,
возлюбленные, благодарить Бога и за чувственные блага, но еще гораздо
более – за духовные. Этого хочет и Он, и ради сих-то благ дарует и те,
привлекая и научая ими несовершенных, как людей, еще сильно привязанных к
миру.
- Когда есть блага духовные, не бывает никакого вреда от
неимения благ телесных. А если нет их, то какая нам останется надежда,
какое утешение? Посему о них всегда нужно молить Бога и их просить
(Цветник духовный).
О внимательной молитве.
- Настоящая молитва – дар Божий! И молитесь о сем (т.е. о том, чтобы Господь даровал молитву). (Свт. Феофан Затворник).
- Любая молитва благотворна для человека только при внимании: ум его должен быть заключен в слова молитвы.
Святые
отцы, восхваляя молитвенное правило и исповедуя необходимость его,
наставляют иметь его умеренным, соразмерным с силами, с состоянием
душевного преуспеяния и с обстоятельствами, в которые поставлен человек
Промыслом Божиим. - Сущность исполнения молитвенного правила заключается в
том, чтобы исполнялось оно со вниманием.
- От внимания дух наш приходит в
смирение: от смирения рождается покаяние.
- Чтобы можно было совершать
правило неспешно, надо правилу быть умеренным.
- Святые отцы, очень
похваляя умеренное правило, советуют исполнять его неопустительно.
Может
быть полезным для нас и на первый случай удовлетворительным следующее
правило:Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный;
Трисвятое; Отче наш; Господи помилуй – 12 раз; Приидите поклонимся;
Псалом 50; Символ Веры; Богородице Дево, радуйся – трижды. После этого
20 молитв: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; при каждой
молитве земной поклон. Затем другие 20 таких же молитв и при каждой
поясной поклон. Достойно есть, яко воистину; Молитвами святых отец
наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.
Это
молитвенное правило должно совершаться утром и вечером.
- Поклоны должно
полагать очень неспешно, с чувством покаяния, как бы стоя пред Самим
Господом, припадая к стопам Его и умоляя о помиловании, но отнюдь не
воображая Господа, а только веруя Его присутствию и тому, что Он взирает
на нас и видит нас.
- Вы имеете письменное наставление о молитве:
старайтесь заимствовать из него направление для духа вашего во время
молитвы.
Из прочих молитвословий более других полезен для
новоначального акафист Господу Иисусу.
- Прочитывайте его в неделю
однажды, стоя или сидя, как вам будет удобнее, но непременно со
вниманием и неспешно.
- Также никак не позволяйте себе читать поверхностно
и бегло Евангелие и прочие священные книги:
- читайте их неспешно, и со
вниманием…
Святые отцы сказали, что человеку, занимающемуся
внимательною молитвою, особенно завидует дьявол и наводит на него
различные искушения.
- Это совершается не без Промысла Божия для нашей
существенной пользы, и потому искушения вражеские должно переносить
великодушно, предавая себя воле Божией.
Также отцы сказали:
- «Помолясь
как должно, ожидай противного».
- Это значит:
- после внимательной молитвы –
когда нам даруется обильное умиление, всегда случается какое-либо
смущение или искушение.
- От смущения должно храниться, т. е. отвергать
его, когда оно придет, а тому, что оно приходит, не должно удивляться.
- Нападение
на нас греховных помыслов попущено нам для нашей пользы, потому что оно
приводит нас к смирению, к опытному познанию нашего падения, нашей
греховности.
Отцы признают нашествие греховных помыслов на занимающегося
молитвою хорошим признаком:
- от борьбы с греховными помыслами получаются
деятельный разум и твердость духа.
- Греховным помыслам должно
противиться, а увлечения ими немедленно врачевать покаянием.
- Действие
на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно действию
обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком
бы количестве она ни пролилась, не производя на крышу никакого действия.
- Напротив того, внимательную молитву можно уподобить благотворному
дождю, орошающему засеянное поле, дающему питание произрастаниям и
приготовляющему богатую жатву
(сет. Игнатий Брянчанинов).О молитве Иисусовой.
- Молитву
Иисусову, как наиболее удобную из кратких молитв, епископ Феофан
Затворник считает одним из самых сильных средств к приобретению
непрестанной молитвы.
Слова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
помилуй мя, грешного» хотя и есть только орудие и подспорье к
непрестанной молитве, но орудие очень сильное и многодейственное, потому
что имя Господа Иисуса спасительно для призывающих его и страшно для
невидимых врагов нашего спасения. - Молитва Иисусова, если
ограничиться только частым повторением слов ее, не может привести к цели
молитвенного подвига, потому что от человека требуются не только слова
Иисусовой молитвы, а непрестанное внутреннее чувство к Богу, которое
есть дар Божий.
Человек, как только откроет глаза после сна, тотчас должен устремлять мысль к Богу, и для этого очень удобна Иисусова молитва. - Для приобретения навыка в этой молитве христианину необходимо посвящать ежедневно несколько времени на этот молитвенный подвиг.
Молитвенный
труд, проявляющийся в творении Иисусовой молитвы, подготавливает
христианина к принятию от Бога дара непрестанной молитвы. - Необходимым
условием для успеха в молитве является очищение сердца от страстей и
всякого пристрастия к чему-либо чувственному. По мере очищения сердца от
страстей читательная молитва переходит в умно-сердечную, а «когда оно
очистится, – пишет св. Феофан Затворник, – тогда водрузится и
непрестанная молитва»
(Архим. Георгий Тертышников).
Если, молясь и
в церкви, и дома, вы дойдете до того, что мысли и чувства молитвенные
сроднятся с умом вашим и сердцем, так что стоите ли вы на молитве или
нет, чувства те и мысли не отходят от внимания вашего и всегда держат
его прилепленным к Богу, то вы взошли на высшую степень молитвы, которую
справедливо можно назвать умно-сердечною.
Она бывает в душе и без слов,
при беседе с другими и при занятии каким-либо делом.
Это непрерывное
внимание к Богу, или хождение пред Богом, и есть непрестанная молитва
(Сет. Феофан Затворник). - Молитва имеет различные виды и степени
совершенства, но все степени молитвы, даже самые высшие, могут быть
достигнуты не только подвижниками, всецело посвятившими свою жизнь Богу,
но и христианами, живущими в миру
(Архим. Георгий Тертышников).
О молитве церковной.- Молитва
домашняя, или частная, совершается у себя в комнате (Мф. 6, 6), а
молитва церковная – в доме Божием, в храме, и поэтому нужно сказать, что
насколько храм выше и святее частного жилого дома, настолько и молитва
церковная выше, превосходнее домашней. Как существуют различные училища
для наук и искусств, так и храм является по преимуществу местом и
училищем молитвы. «Дом Мой, – говорит Господь, – домом молитвы
наречется» (Мф. 21, 13).
В храме все верующие едиными устами и
сердцем исповедуют Господа, и Он здесь ближе к каждому молящемуся,
скорее приемлет его молитвы, чем где-либо в другом месте (Мф. 18, 20). - Скудость
молитвы одного восполняется верой другого, усиливается молитвами
священнослужителей, как предстоятелей величия Божия, возбуждается
присутствием Святых Тайн, пением и чтением благодатного слова. В храме
все – братья, все – дети Отца Небесного, к Которому единомысленно
взывают: «Отче наш!». И Дух Божий обильно изливает здесь Свои дары на
молящихся.
Можно сказать, что в храме одна молитва – «Господи,
помилуй!» – имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на
дому. Вообще дома «ты не можешь молиться так, как молишься в церкви, где
собрано столько лиц, где возносится к Богу единодушный глас, где
единомыслие, союз любви, молитвы священников» (Свт. Иоанн Златоуст).
Понравился пост? Поделись!
|