Вопрос:
Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18)? Действительно ли познание умножает скорбь?
Анатолий
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Слова эти являются частью стиха 1-й главы книги
Екклесиаста. Точное понимание их требует прочтения всей
книги и правильного ее толкования. Эта фраза, взятая вне
богословской логики автора, воспринималась и
воспринимается в соответствии с мировоззренческими
настроениями людей:
- в духе философского (А. Шопенгауэр, Э.
Гартман),
- литературного (Дж. Леопарди)
- или
житейски-обыденного пессимизма, свойственного большинству
неверующих людей.
Екклесиаст же (евр. кохелет
– «говорящий в собрании») учит видеть
великое и единственно непреходящее благо только в Боге:
- «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его
соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо
всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли
оно, или худо» (Еккл. 12: 13–14).
- Но прежде,
чем привести тех, кого он поучает, к мысли, что
«благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред
лицем Его» (Еккл. 8: 12),
- Екклесиаст, в традициях
высокой библейской поэзии, показывает тщету земных благ и
мирских преимуществ.
- Печаль на душу наводит и однообразная
повторяемость смены поколений: «Род проходит, и род
приходит» (Еккл. 1: 4).
- Печаль вызывает и созерцание
бесконечной повторяемости явлений природы: «Восходит
солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно
восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу,
кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на
круги свои. Все реки текут в море, но море не
переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они
возвращаются, чтобы опять течь» (Еккл. 1:
5–7).
Но и занятия человеческие не утешают проповедника. Труд
тоже не дает постоянного счастья. «Что пользы
человеку от всех трудов его?» (Еккл. 1: 3).
Это
понятие пользы является как бы искомым, достижение
чего сделало бы жизнь человека несуетной, имеющей смысл.
В
еврейском тексте употреблено существительное
ithron. Во всей Библии оно встречается только в
книге Екклесиаста. Переводчики на русский язык передают
его словом «польза».
- Однако речь не идет о
пользе в обычном значении. Честно исполненный труд не
может быть бесполезным. Он жизненно необходим. Екклесиаст,
несомненно, в слово итрон вкладывает высший
непреходящий смысл. Речь идет о счастье, которое является
не призрачным и скоро текущим, а устойчивым и вечным. Без
этого все – «суета сует» (Еккл. 1: 2).
- Автор употребляет слово хэвэл (от халдейского
habal – «дымиться, испаряться»).
Первоначальное значение этого слова –
«дыхание, дуновение», то есть то, что быстро
исчезает, испаряется.
- Отсюда переносный смысл:
«пустое, безрезультатное занятие». У пророка
Исаии словом хэвэл названо дело, которое не
приносит пользы, напрасное, тщетное (см.: Ис. 30: 7).
- Соломон, автор книги Екклесиаста, говорит не просто о
тщетности земного, но употребляет превосходную степень:
хэвэл хавалим («суета сует»).
- В
еврейской грамматике словосочетание «хэвэл
хавалим» («суета сует») называется
status constructus, то есть сопряженное отношение;
применяется оно для выражения предельной степени
чего-либо.
- Например, в положительном значении:
«небеса небес» (Втор. 10: 14; Пс. 67: 34),
«царь царей» (Езд. 7: 12; Дан. 2: 37),
«Святое святых» (Лев. 16: 33; Числ. 4: 4).
Не принесло облегчение сердцу и познание земного:
- «И
предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать
мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие
дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в
нем» (Еккл. 1: 13).
- Разочарование оказалось таким же
горьким. К излюбленному выражению «хэвэл
хавалим» он прибавляет «реут руах»
(«томление духа») (Еккл. 1: 14).
- Екклесиаст
убедился, что земная мудрость и знания оказались такой же
суетой, как и все в человеческой жизни.
- Он приходит к
мысли: «Во многой мудрости много печали; и кто
умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1: 18).
Однако воспитанный в вере отцов Екклесиаст не мог стать
пессимистом. Он познал пути Божественного Промысла:
- «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек:
к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, –
и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его»
(Еккл. 3: 14).
- Обретший в своем сердце Бога вместе с
мудростью обретает и истинную радость, а не печаль, как
думают пессимисты, не познавшие Бога:
- «Кто –
как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость
человека просветляет лице его, и суровость лица его
изменяется» (Еккл. 8: 1).
Учение о мудрости в Псалтири, в книгах Екклесиаста и
Притч, так же и в других ветхозаветных Писаниях, имело
прообразовательное значение. Оно приготовляло к восприятию
высшей премудрости, которая явилось в Иисусе Христе:
«О, бездна богатства и премудрости и ведения
Божия!» (Рим. 11: 33).
Только соединившись с
Христом, человек может обрести подлинную мудрость, которая
не только не умножает печаль и скорбь, но дает блаженную
радость познания новой жизни.
Понравился пост? Поделись!
|